Секрет здоровья — правильный выбор!

Сегодня из всех возможных источников ежечасно на потребителя льются потоки информации, утверждающей, что мы живём в мире, исполненном опасности, что планета на грани, что экология катастрофична и, что еда — это яд! Столетиями сформированный образ жизни и питания ставится под сомнение, продукты, которые наши предки с удовольствием употребляли, признаются не полезными или даже вредными. Такие знакомые картофель, томаты, пшеница, молоко объявляются некоторыми учёными просто бомбой замедленного действия. И, конечно, одним из самых «опасных» продуктов названа колбаса.

Нам сообщают о новых открытиях о вреде красного мяса, продуктов из переработанного мяса, о добавках в колбасные изделия, не говоря уже о том, что по утверждению некоторых специалистов, мяса в колбасу вообще не кладут.

Такое разнообразие мнений учёных, призывает каждого сделать свой выбор в философии продуктового потребления. И когда он завершён в пользу того или иного направления питания остаётся только ему следовать в нашем изобильном современном мире. Но просто ли это? Не так уж и сложно, на самом деле!

Когда покупаете в магазине продукты или товары, часто ли вы читаете мелкий шрифт этикетки? Есть ли правильное понимание, что написано на этикетке? У большинства из нас нет желания тратить на это драгоценное время! И мы часто выбираем товары и продукцию известных разрекламированных фирм, марок, брендов и не обращаем на неизвестные мало приметные торговые марки. В итоге, на стол потребителя попадает «клубничный» йогурт с искусственными ароматизаторами, «фруктовые» мюсли без фруктов, «говяжьи» сосиски, изготовленные из мяса птицы.А, между тем, правильный выбор — это вклад в будущее здоровье Вас и Вашей семьи! Так давайте учиться делать мудрый выбор. Итак, какая информация должна быть на этикетке с товаром?

Для защиты потребителей были разработаны требования к маркировке продуктов. Раньше их соблюдения требовали ГОСТы, теперь качество продуктов определяется техническими регламентами, действующими на территории Таможенного Союза.

Маркировка должна быть:

  • Понятной, легкочитаемой, достоверной и не в коем случае не вводить потребителя в заблуждение
  • Информация должна быть нанесена с использованием надписей, символов, контрастных фону самой маркировки.
  • Также информация наносится красками или способом, гарантирующим ее сохранность в течение всего срока использования

Наименование продукции, срок годности, условия хранения, компоненты, способные вызвать аллергическую реакцию, должны наноситься непосредственно на потребительскую упаковку или на этикетку, удаление которой с упаковки затруднено. Остальные сведения могут наноситься на любую этикетку или листок-вкладыш, (кроме компонентов, способные вызвать аллергическую реакцию).

Важно понимать, что надписи типа: «Без ГМО», «Натуральный», «Диетический» не обязаны находиться на этикетке и упаковке, так как не сообщают покупателю никакой ценной информации. А вот обязательно должны быть указаны: улучшители вкуса, БАДы, ароматизаторы, красители и другие «Е». Для расфасованных продуктов обязательно указывается нетто (то есть чистый вес продукта), объем или количество единиц продукта в упаковке. Если продукт изготовлен не в России, то помимо оригинальной этикетки, на продукт наклеивается этикетка с переводом на русский язык. Ее размещают совместно с оригиналом или наклеивают на сам товар. Этикетка с переводом на русский язык может быть наклеена поверх оригинальной этикетки (иностранной). Дополнительно (но не обязательно) указывается сведения о документе, в соответствии с которым произведена продукция (это ГОСТ или ТУ), придуманное название, товарный знак, сведения о правообладателе, место происхождения продукции, наименование и адрес местонахождения лицензиара, отметки о прохождении добровольной сертификации.

На этикетке, которой маркируют продукты питания, обязательно указывается:

1) Название самого продукта и его наименование.

Не путайте наименование и название продукта на этикетке!

Придуманное название может быть любым, например, «Котлеты домашние». Наименование должно выглядеть так «Полуфабрикаты рубленые, формованные, панированные, изготовленные из мяса цыплят-бройлеров». Также в наименовании нельзя указывать компоненты, которые не входят в состав продукта. Если в йогурте присутствует ароматизатор вместо клубники, то назвать продукт «Йогурт с клубникой» нельзя. На этикетке должно быть указано «Йогурт с ароматом клубники» или «Йогурт со вкусом клубники». На этикетке мясных продуктов должно быть обязательно указано, охлажденный продукт или замороженный. Если продукт изготовлен из сырья, которое ранее было заморожено, то следует писать «изготовлено из замороженного сырья». Согласно техническим условиям, наименование должно достоверно характеризовать продукт, чтобы покупатель понимал, что он покупает – сыр или сырный продукт, йогурт, кефир или кефирный продукт. Так, например, если на упаковке указано «сыр», то в составе продукта не должны присутствовать растительные жиры, это присуще только сырному продукту.

2) Данные о производителе.

Если производство расположено в одном месте, а компания (юридическое лицо) официально зарегистрирована в другом, необходимо указывать на этикетке оба адреса.

Для импортных товаров обязательно указывать наименование и место нахождения импортера. Наименование и адрес изготовителя можно писать на языке страны происхождения, только название страны необходимо написать по-русски.

Если продукт одной торговой марки изготавливается на разных производствах, необходимо с помощью букв, цифр, символов, выделений другим шрифтом четко обозначить, где именно произведен продукт. Применения сокращений не регламентируется нормативно-правовыми актами.

3) Вес или количество.

Количество продукта может быть указано в литрах (мл), граммах (кг) или в штуках. Массу или объем яиц, а также фруктов, овощей, продаваемых поштучно, можно не указывать. Если продукт помещен в жидкость (например, в рассол), на этикетке должна быть указана масса (брутто) продукта с жидкостью, и масса (нетто) самого продукта. Например, сыр «моцарелла» продается в воде или рассоле. На этикетке указывается количество шариков сыра, масса каждого из них и общая масса продукта вместе с жидкостью.

4) Состав.

По данным опроса покупателей, 62% опрошенных считают, что наиболее важным является информация о составе продукта на этикетке. Все ингредиенты указываются в порядке убывания их массовой доли в продукте. Например, если на этикетке колбасы на первом месте указано «говядина», значит, в составе продукта должно быть больше всего именно говядины, а не курицы. Если какие-то составляющие присутствуют в количестве менее 2%, то их можно указывать в конце в любом порядке. Фрукты, овощи, орехи, грибы, специи, злаки, пряности, входящие в состав продукта, не различающиеся по массовой доле, могут указываться в любой последовательности. Наименование ароматического компонента должно содержать само слово «ароматизатор», вкусоароматическое вещество или вкусоароматический препарат, коптильный ароматизатор (жидкий дым), термический технологический ароматизатор, предшественник ароматизатора. Ароматизаторы бывают натуральными, идентичными натуральным или искусственными. Слово «натуральный» указывается только для тех ароматизаторов, исходными составляющими для которых служат вещества, полученные из натуральных производных (например, стручки ванили, палочки корицы, шафран, вытяжка из панцирей ракообразных).

Состав не указывается у свежих фруктов, овощей, ягод, уксуса из одного вида сырья, однокомпонентной пищевой продукции, наименование которой позволяет установить наличие этого компонента, например, муки или яиц. Согласно п. 7 части 4.4 технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», состав может не указываться в маркировке пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента.

При наличии составного компонента, указывается перечень всех его ингредиентов или указывается составной компонент с дополнением к нему в скобках ингредиентов в порядке убывания их массовой доли. Например, состав глазированного сырка: творог, сахар-песок, шоколад темный (какао тертое, сахар-песок, какао-масло, эмульгатор – соевый лецитин, натуральная ваниль), сливочное масло.

Обязательно указываются на этикетке следующие компоненты, присутствующие в продукте в любых количествах: арахис, аспартам (искусственный подсластитель), горчица, диоксид серы (сульфит), если их 10 мг/кг (л), злаки, содержащие глютен или непосредственно сам глютен, кунжут, люпин, моллюски, ракообразные, рыба, молоко (лактоза), орехи, сельдерей, соя, яйца и продукты их переработки. Данное требование связано с тем, что указанные компоненты могут выступить сильными аллергенами. Поэтому, даже если в конкретном продукте данные компоненты отсутствуют, но вместе с тем, они используются на производстве, на этикетке должна присутствовать надпись: «Может содержать следы орехов, злаков, молочных продуктов». Есть несколько пищевых добавок, о наличии которых обязательно нужно предупреждать потребителя. Согласно проведенным исследованиям, употребление продуктов, содержащих красители и подсластители (как например, аспартам), а также кофеин вызывает у детей СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Поэтому на этикетке таких продуктов обязательна надпись: «Содержит краситель (красители) подсластитель, который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».

Не указываются в составе следующие вещества:

  • Вещества, входящие в состав одного или нескольких компонентов и не изменяющие свойств пищевой продукции, содержащей такие компоненты;
  • Технологические вспомогательные средства
  • Растворители, входящие в состав ароматизаторов или пищевых добавок

Вода, если она используется для восстановления концентрированной, сгущенной или сухой пищевой продукции, либо входит в состав жидкого компонента, указанного в составе пищевой продукции.

5) Пищевая ценность (жиры, белки, углеводы на 100 грамм продукта), калорийность в килокалориях, энергетическая ценность.

Энергетическая ценность в обязательном порядке должна указываться и в килокалориях (ккал), и в килоджоулях (кДж). Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины указываются в граммах (мг, мкг) на 100 г (или на 100 мл). Если содержание белков, жиров или углеводов в продукте не более 2% от средней суточной потребности взрослого человека в этих веществах, их количество на этикетке не указывается. Если в продукт были добавлены минеральные вещества или витамины, они должны быть обязательно указаны на этикетке. Содержание минеральных веществ и витаминов естественного происхождения, содержащихся в 100 г продукта или одной порции, может указываться, если оно составляет 5 % от средней суточной потребности взрослого человека в витамине или минеральном веществе.

Для детей и других особых категорий потребителей (например, для больных диабетом) проценты (2 % или 5 %) вычисляются и указываются, исходя из норм потребностей для данной категории.

Процент от суточной потребности обязательно указывается для биологически активных добавок (БАД) и обогащенных продуктов – в отношении веществ, источником которых они являются.

Для сырых продуктов и полуфабрикатов пищевая ценность указывается как есть, без учета дальнейшего приготовления этой продукции.

Пищевая ценность ароматизаторов, жевательной резинки, кофе, природной минеральной воды, бутилированной питьевой воды, пищевых добавок, пищевой продукции в сыром виде (грибов, мяса и птицы, рыбы, овощей (включая картофель), фруктов (включая ягоды), поваренной соли, пряностей, специй, уксуса, чая может не указываться.

6) Температурный режим, при котором следует хранить продукт.

7) Обязательным условием является указание срока хранения.

Это обозначение может быть следующим:

  • Годен до – должна быть указана точная дата.
  • Реализовать до – указывается дата, до которой магазин должен реализовать продукт.
  • Использовать до – указывается до какого времени продукт сохраняет все свои полезные качества. По истечении этой даты продукт можно использовать, однако, полезными свойствами или гаммой вкус продукт уже обладать не будет.

Дата изготовления должна указываться в формате ЧЧ.ДД.ММ, если срок годности продукта до 72 часов (так указывают даты на этикетках хлеба, творога); в формате ДД.ММ.ГГГГ, если срок годности от 72 часов до 3 месяцев; ММ.ГГГГ при сроке годности 3 месяца и более; ГГГГ — для сахара. Срок годности указывается в том же формате в виде надписи «годен до» или с указанием срока годности соответственно в часах, сутках, месяцах, годах.

На этикетке мы можем встретить два типа обозначения: срок хранения (best before, shelf life) и срок годности (use by date, exp. Date). В чем отличия срока хранения и срока годности продуктов питания на этикетке? Рассмотрим подробнее.

-Срок хранения (best before) — период времени, в течение которого продукт сохраняет свои свойства, в первую очередь вкус. Как правило, эта маркировка проставляется на консервированных, замороженных, сухих продуктах. Также она может означать срок, в течение которого сохраняются полезные качества продукта (например, живые бактерии в йогурте).

-Срок годности (use by date) — период времени, в течение которого продукт остаётся безопасным при хранении в надлежащих условиях. Эта маркировка обычно относится к молочным продуктам, готовой продукции, салатам, кулинарии и т. п. Так, большинство продуктов с указанным сроком хранения безопасны к употреблению по истечении этого срока (хотя могут потерять во вкусе), чего не скажешь о скоропортящихся продуктах — после окончания срока годности продукт становится опасен для здоровья и употреблять его нельзя.

8) Нуждается ли продукт в термообработке.

Итак, Ваше здоровье — в Ваших руках. Постарайтесь ответственно относиться к выбору, ориентируясь не на громкие заявления тех, или иных источников и яркую рекламу, а на то, что действительно важно: состав продукта. Помните, что производитель несёт полную ответственность за достоверность предоставленной информации, его к этому обязывает закон. Будьте бдительны и здоровы!

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.